Заповедник столбы схема

Заповедник столбы схема
Заповедник столбы схема
Заповедник столбы схема
Заповедник столбы схема

Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет искусств
Институт искусств
совместно с Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником

Многовековая  жизнь исторических памятников русского монументального искусства, к сожалению, неизбежно ведет к разрушению или изменению первоначальной архитектуры, к изменениям цвета и утратам фресок. Многочисленные причины - природные, климатические, антропогенные - приводят к значительным изменениям, утратам или к полному уничтожению произведений искусства. Несмотря на то, что прошло более 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, многие шедевры древнерусского искусства до сих пор не восстановлены до приемлемого экспозиционного  состояния. Значительный объем материалов продолжает  находиться в фондах музеев в ожидании своего возвращения в интерьеры храмов.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1911 год

nerediza001
Историческая справка

Церковь Спаса на Нередице,  бесспорно, является одним из ярких памятников русской культуры и искусства. Расположенная в живописной местности на Нередицком холме вблизи Новгорода, церковь была построена в 1198 году по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм был расписан в 1199 году, через год после освящения  Спаса на Нередице.

Нередица, подобно Софийскому собору, отражающему архитектурные тенденции XII века, и Георгиевскому собору Юрьева монастыря, наиболее полно воплотившему духовный пафос начала XII века, служит в типологическом и стилистическом отношении своего рода эталоном зодчества соответствующего периода.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1936 год

 nerediza002

Храм Спаса на Нередице является объектом научных художественных исследований на протяжении многих  лет, над изучением росписей храма трудились несколько поколений историков древнерусского искусства. 

После архитектурной реставрации 1903–1904 годов ряд учёных, в их числе и М. И. Артамонов , обратился к изучению живописи. Впервые, в 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт-Петербургского Университета и Русского Археологического общества.

За последующие годы было накоплено большое количество фактических материалов.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1936 год

nerediza003 nerediza004

Фресковые росписи храма

До конца 30-ых годов XX столетия уникальные фресковые росписи Нередицкого храма занимали всю поверхность стен и представляли собой один из наиболее значительных живописных ансамблей России.

Роспись Нередицы поражает своей духовностью и силой воздействия даже сейчас, когда мы видим только отдельные фрагменты.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza005

nerediza006

Частичные повреждения росписи существовали еще в довоенное время.

На отдельных архивных фотографиях начала XX века заметны следы утрат.

Фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza007

nerediza008 nerediza009

В период Второй мировой войны храм находился на линии фронта. В результате постоянных обстрелов с 1941 по 1943 год, храм был практически разрушен.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото

nerediza010 nerediza011

Уже в марте 1944 года начинается разработка плана восстановительных работ по архитектурным памятникам Новгорода. Храм Спаса Преображения на Нередице оказался включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению.

В мае 1944 года был установлен защитный навес над руинами храма с целью сохранения уцелевших на стенах фресок.

Август-октябрь 1944 года – экспедиция М.К. Каргера. Выполнение обмеров и фиксации состояния памятников (экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов под руководством профессора М. К. Каргера, направленная в Новгородский музей Всероссийской Академией Художеств).

Сентябрь-октябрь 1944 года-  первые работы по разборке завалов Нередицкого храма: частичная  расчистка апсида диаконника, выборка около 3 тысяч фрагментов росписи, которые были переданы в музей (экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов под руководством профессора М. К. Каргера).

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1947 год

nerediza012

1945 год-  возведение каркаса временного шатра над руинами церкви (из-за отсутствия материалов лишь с частичной обшивкой).

1946-48 годы - освобождение от завалов.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1949 год

nerediza013

1946 год- проведение разборки завалов, расчистка от мусора алтарной части руин (Специальная  научно-реставрационная производственная мастерская Л. М. Шуляк, созданная в Новгороде в 1944 году).

1946-1948 годы- памятник был полностью освобожден от завалов. В процессе работ было собрано 70 корзин фрагментов фресок.

Раскопки церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza014 nerediza015

1949-1957 годы- архитектурная реставрация, полное восстановление архитектуры храма. Сохранившиеся обмерные чертежи, позволили воссоздать Спасо - Нередицкую церковь в архитектурных формах конца XII века. В 1956-58 годах храм восстал из руин. По старым чертежам удалось восстановить верхние части стен, своды и купол, но редчайшие фресковые росписи, покрывавшие весь храм и дошедшие с незначительными потерями до ХХ века, были безвозвратно утрачены.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 1961 год

nerediza016 nerediza017

nerediza018 nerediza019

Фрагменты живописи, собранные с 1944 года (экспедиция под руководством   М. К. Каргера), в деревянных ящиках из-под снарядов, хранились в фондах музея.  

Фрагменты штукатурки (реставрационные работы под руководством Л. М. Шуляк) - 70 корзин с фрагментами, хранились в деревянном сарае около церкви, часть их до начала 60-х годов  размещалась в интерьере храма. Позже, корзины были перевезены на территорию Кремля. Несколько раз бесценные материалы перемещали из одного помещения в другое- из церкви Андрея Стратилата в Федоровскую башню, затем корзины с фрагментами переместили в помещение ризницы Софийского собора. Вследствие постоянного перемещения из 70 осталось лишь 36 корзин (точное количество фрагментов неизвестно). Сохранившиеся фрагменты были поставлены на учет в музее в отделе хранения памятников архитектуры и монументальной живописи.

Сохранившиеся фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza020

Конец 1969 года- первая попытка реставрации фрагментов руинированной живописи (бригада художников-реставраторов СНРПМ под научным руководством А. П. и В. Б. Грековых).

Зима 1970- весна 1971 года-  осуществлялась просушка фрагментов, подклейка по свежим сломам и упаковка в ящики. Ящики с фрагментами были проаннотированы с указанием количества фрагментов и возвращены в музей. Общее количество фрагментов- 81270 штук, приблизительная площадь 92,4 м2.

Реставрационные мастерские Новгородского музея-заповедника

nerediza021

nerediza022

Такие факторы, как резкие колебания температурно-влажностного режима,  подсос влаги, отсутствия необходимого проветривания в тех помещениях, где хранились фрагменты, активизировали разрушительные процессы. На фрагментах увеличилось количество биологических поражений и произошло образование солевых пленок.

Реставрационные мастерские Новгородского музея-заповедника

nerediza023

Май 1985 года - заседание комиссии Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР, проходившее в Новгороде. Комиссией  было принято решение о начале комплексной реставрации стенописи церкви Спаса на Нередице, включающей консервацию, придание экспозиционного вида сохранившейся на стенах живописи, цикл реставрационных работ на фрагментах музейного фонда с изучением возможности их подборки и возвращения на стены памятника.

Общее количество найденных  фрагментов составляет 325313 штук приблизительной площадью 224,3 м2,  на стенах памятника сохранилось 105,17 м2. Данные материалы дают возможность ученым осуществить работы по реставрации и возвращению хотя бы отдельных композиций на стены храма. Также, на основе этих материалов возможно осуществить реставрацию и вернуть роспись в интерьер храма в допустимом объеме.

Реставрационные мастерские Новгородского музея-заповедника

 nerediza024

Последние десятилетия специалисты музея вели сложнейшую работу по восстановлению этих фресок, по крупицам собирая драгоценные осколки штукатурки с живописью XII века.

Коллективом руководителя реставрационных работ, художником-реставратором МНРХУ Министерства культуры Т.А. Ромашкевич была разработана и реализована комбинированная методика автоматизированной локализации и сборки фрагментов живописи.

Реставрация росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza025

nerediza026

nerediza027

nerediza028

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza029

Реставрация росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza030

На данный момент,  основные результаты работ по реставрации и восстановлению настенной живописи храма были недоступны для широкого круга зрителей, до недавнего времени основные композиции находились в реставрационных мастерских. В 2010 году на стены  храма была возвращена только одна композиция- это «Ктиторская» фреска . В мастерских Новгородского музея продолжается работа над такими композициями, как «Крещение», «Святая Великомученица Иулиания» и других композиций.

Реставрация росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza031

Существующие реставрационные методики не всегда учитывают современный уровень развития технологии и материалов. Необходимость применения компьютерных технологий предопределена огромной трудоемкостью и недостаточно высокой эффективностью традиционного «ручной» метода поиска и подбора фрагментов - многие ансамбли фресковой живописи собирают вручную многие годы, и работы еще достаточно от завершения.

На примере нередицкой росписи, состоящей из 325 000 фрагментов, становится очевидным, что процесс восстановления фресок требует длительного времени. Более того, мы понимаем, что значительная часть материалов утрачена безвозвратно как в момент разрушения храма, так и вследствие дальнейшего перемещения фрагментов. То есть, мы понимаем, что полностью объем росписи не удастся восстановить никогда по объективным причинам.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 2011 год

nerediza032 nerediza033

Создание реконструкции утраченного ансамбля росписи

Бесспорно, огромной ценностью для нас и будущих поколений представляет даже  крошечный фрагмент уникальной росписи, но для искусствоведческих и художественных исследований древнерусской живописи необходимо восстановить весь живописный ансамбль.  Обращение к реконструкции продиктовано практическими нуждами науки и образования. Реконструкция в системе искусствоведческих наук становится средством изучения и обеспечения исследовательского процесса достоверными сведениями о памятниках.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 2011 год

nerediza034

nerediza035 nerediza036

nerediza037

Площадь фрагментов настолько мала по отношению к объему пустых стен, а разрозненность фрагментов не дает нам возможности представить даже отдельные композиции в целом. Экспозиционное состояние живописи не дает представление о ней даже подготовленному специалисту.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 2011 год

nerediza038

Виртуальная модель росписи, работы по восстановлению иконографии и реконструкции утраченных фрагментов должны появиться на основе комплексного всестороннего анализа историко-художественных особенностей памятника, его аналогов в контексте истории Древнерусского и, в целом, Византийского искусства.  

Для создания реконструкции необходимо было не только собрать архивные материалы, но проанализировать их, выбрав нужные искусствоведческие описания, изобразительные материалы, архивные фотографии. По истории, иконографии, реставрации памятника написано много научных и исследовательских трудов, сохранились археологические и реставрационные отчеты. Значительный объем визуального материала также сохранился и доступен: это документальная фотофиксация памятника, живописные копии, обмерные чертежи.

Утрата самих фресок Нередицы заставляет нас значительно бережней относиться ко всем документальным свидетельствам, связанным с памятником, делает любые оставшиеся материалы значительно более ценными. Сохранившиеся фрагменты штукатурки,  фотографии, копии, искусствоведческие описания - это единственное, что осталось от уникального памятника.

Основными использованными для реконструкции материалами послужили описания Н.П. Сычёва , В. К. Мясоедова , Л. А. Мацулевича , Т. С. Щербаковой-Шевяковой , В. А. Булкина , Н. В. Пивоваровой .

Изучение одного памятника может осуществляться исключительно в контексте истории древнерусского искусства в целом. Были исследованы труды И.Э. Грабаря, В. Н. Лазарева, Л. И. Лифшица, Э. С. Смирновой, Г. И. Вздорнова, Т. Ю. Царевской, В. Д. Сарабьянова.

nerediza039 nerediza040

nerediza041 nerediza042

В том числе, это и редчайшие цветные фотографии, выполненные Л.А. Мацулевичем

nerediza043 nerediza044

В Государственном Русском музее и в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике  собраны коллекции лучших копий фресок храма Спаса на Нередице, созданных в разное время специалистами копийных мастерских древнерусской живописи. Копии, сделанные в храме до их утраты, позволяют составить представление о первоначальной системе Спасо-Нередицкой росписи.

Мировую известность Нередица приобрела благодаря Всемирной выставке в Париже  в 1867, где экспонировались копии нередицкой росписи, сделанные московским художником Н. А. Мартыновым.

В последующие годы было создано несколько десятков копий фресок Нередицы, выполненных до разрушения храма. Это работы художника В. А. Прохорова, архитектора Л. М. Браиловского, историка – исследователя Н. П. Сычева, художников Н. И. Толмачевской, Л. А. Дурново и Т. С. Щербатовой. Данные материалы были тщательно исследованы, что значительно способствовало пониманию общего иконографического замысла, стилистики и колорита утраченной росписи.

nerediza045 nerediza046

nerediza047 nerediza048

За последние десятилетия по сохранению и реставрации памятника была проделана огромная работа. Бесспорно, уникальные материалы, которые остались после разрушения и считались утраченными навсегда – это фрагменты фресок храма, хранящиеся в реставрационных мастерских Новгородского музея-заповедника.

nerediza049

nerediza050

nerediza051 nerediza052

Реконструкция росписи должна появиться на основе комплексного всестороннего анализа историко-художественных особенностей Нередицы в контексте Новгородского и, в целом, Древнерусского искусства XII, начала  XIII века. 

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza053

nerediza054

nerediza055

nerediza056

nerediza057

nerediza058

Архивные фото. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Страшный суд», фрагменты

nerediza059 nerediza060

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Страшный суд»

nerediza061

nerediza062

nerediza063

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Страшный суд», фрагмент

nerediza064

nerediza065

nerediza066

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение»

 nerediza067

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Архивные фото, композиция «Крещение»

nerediza068

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение», схема авторского рисунка

nerediza069

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение», расположение сохранившихся фрагментов

nerediza070

Фрагменты композиции «Крещение». Реставрационные мастерские НГОМЗ

nerediza071

nerediza072

Фрагменты композиции «Крещение», сохранившиеся на стене. Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza073nerediza074

nerediza075 nerediza076

Фрагменты композиции «Крещение». Реставрационные мастерские НГОМЗ

nerediza077 nerediza078
nerediza079nerediza080

nerediza081nerediza082

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение», расположение сохранившихся фрагментов

nerediza083

Копия росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Л.М.Брайловский

nerediza084

Подбор колеров. Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza085

nerediza086

nerediza087

Копийные работы. Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza088

Копия. Фрагмент композиции «Крещение». Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza089

nerediza090

nerediza091

Копии фрагментов росписи. Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza092 nerediza093

Карта колеров. Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza094

Реконструкция композиции «Крещение». Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza095

nerediza096

nerediza097

Реконструкция композиции «Крещение». Фрагмент

nerediza098

nerediza099

nerediza100

nerediza101

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

nerediza102 nerediza103

Реставрация композиции «Крещение». НГОМЗ

nerediza104 nerediza105

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Страшный суд»

nerediza106

nerediza107

nerediza108

Реконструкция композиции «Крещение». Церковь Спаса Преображения на Нередице

nerediza109

nerediza110

nerediza111

Показать полностью...

Заповедник столбы схема Заповедник столбы схема Заповедник столбы схема Заповедник столбы схема Заповедник столбы схема Заповедник столбы схема Заповедник столбы схема Заповедник столбы схема Читать новость Заповедник столбы схема фото. Поделитесь новостью Заповедник столбы схема с друзьями!

Статьи по теме:



Самые поздравления на день рождения другу

Кровообращение почек в схеме

Youtube как наносить макияж на

Простые прически без челки на каждый день

Поделки на тему я и мое домашние животные