Схема потомков пророков


Схема потомков пророков
Схема потомков пророков
Схема потомков пророков
 

 

"Людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их; не оставили ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь." Иис. Н. 11:14-15

 

Не так давно один мой знакомый читал своему сыну, которому 3,5 года, русские народные сказки, где в аннотации ЧЕТКО сказано, для какого именно возраста они предназначены: "для детей не старше 5 лет"!!! Это издание 1974 года (это я сознательно подчеркиваю)! Т.е. эти сказки еще НАМ МАМЫ ЧИТАЛИ (мне, к слову в то время было 6 лет!). Так вот. Вначале Иванушка, который был пастухом, почему-то разгневался на овец, которые постоянно разбегались. И в гневе, он (читайте внимательно!!) … ВЫРВАЛ ИМ ГЛАЗА! Представляете! Не выколол, не проткнул, а именно ВЫРВАЛ, т.е. проявил потрясающую, неимоверную жестокость! Однако на этом дело не кончилось. Продолжая свои воинственные "подвиги", Иванушка затем по ходу пьесы УБИЛ ПОЛЕНОМ кобылу, а серого волка (или еще кого-то, не помню точно, но САМ ФАКТ) … УТОПИЛ В РЕКЕ!!! Сказать, что ребенок был В ШОКЕ - это, значит, не сказать ничего! Знакомый же отшутился и посетовал, как это, мол, в советское время, когда цензура была, прямо скажем "на высоте", смогла пропустить в печать эдакое "кровожадное" издание. Ведь на обложке стоял не 1995-й год, когда все и вся дозволялось!

Но, может быть, это досадная оплошность, описка или еще что-нибудь в этом духе? Читаем выдержку из сказки с. Солдатского Ракитянского района Белгородской области (50-е гг.):

"… Пошел дальше Иванушка-Дурачок.. Шел-шел и видит, что жена сшила мужу рубашку и не прорезала ворот. Накинула ему на голову и БЬЕТ палкой по голове, чтобы пробить ворот…"

Иванушка-дурачок - не единственный воинствующий герой народного эпоса. Можно вспомнить трех богатырей и предводителя новгородской вольницы Ваську Буслаева, который пугает весь Новгород своими бесчинствами, постоянно кого-нибудь ИЗБИВАЕТ, устраивает пиры, на которых УБИВАЕТ гостей и ВЫБРАСЫВАЕТ их за ворота.

И таких примеров можно привести массу! И все это - РУССКАЯ НАРОДНАЯ сказка! Которая, как для нас, нынешних, сейчас - супермены и супергёрлы в кино, для наших предков воспитывала ЭТАЛОНЫ, на которых стоило равняться.

Вначале я долго смеялся над этим. Но потом мне, честно сказать, стало не до смеха. Вы не задаетесь вопросом: а откуда все это пошло? Что в мире все было настолько плохо, что требовалось проявлять СУПЕРЖЕСТОКОСТЬ?

А ведь это - лишь вершина айсберга! Это - отношение к окружающему миру, которое формируется буквально С ПЕЛЕНОК! Итак, в этой статье мы попытаемся раскрыть что означает фамилия, какова ее история, происхождение, значение, попробуем докопаться до тайны некоторых русских фамилий.

 

Какие мы, русские?

 

К чему это я все? А стоит ли после всего вышеназванного удивляться, ОТКУДА у нас такие фамилии?

Как я уже писал в одной из своих работ, меня поразило то, что гордиться-то по-настоящему нам за фамилии свои не приходится. Ибо получены-то они нашими предками либо в насмешку, либо в наказание, либо в издевку.

Стоп! Но, может быть, мы зря так сильно пинаем сами себя? Зачем заниматься самоуничижением?

А как, к примеру, обстояло дело у других народов? Чем русский, например, хуже француза?

Так, вот, во Франции при Наполеоне 1 апреля 1803 г. счастливым французам дозволили В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ менять фамилии. Ранее же, почти на протяжении 300 лет все было незыблемо. В 1539 г. королевский ордонанс закрепил за каждым французом его семейное имя, кличку, прозвище, и под этим именем (и ни под каким другим) он и его потомки отныне и навеки должны были записываться в церковно-приходских книгах. Менять его по своей прихоти запрещалось. Некоторые фамилии отражали деревенские сплетни или оценки характера и морального облика ("ведьма", "стерва"). Встречаются "Колбаса с кровью", "Коровий навоз", "Недоделанный", "Мул", "Поросенок"… И счастливые их обладатели меняют их только теперь, в XXI веке, а некоторые и до сих пор не торопятся. все-таки традиции, в том числе и семейные, - во Франции, видимо, сила почти непреодолимая: "Эта фамилия была хороша для моего отца - значит, хороша она и для меня…"

Вот выборочный список фамилий, с которыми решили, наконец, расстаться их носители. "Свинья", "Сука", "Коровий навоз", "Тряпье", "Отродье", "Рогоносец" были бы в этом списке едва ли самыми невинными. Сравнительно скромный пример - что-то вроде "Бревна в заднепроходном отверстии" (прославленная элегантность французского языка позволяет это сказать в одно слово") .

Нормально? Куда нам, как говориться! И, все-таки, что-то нас с Францией роднит? Вам не кажется? Ведь Франция - тоже Европа.

Видите! Воскликнет искушенный читатель. Чему удивляться? Если уж такая страна как Франция не может похвастать величавыми прозвищами, что уж говорить о нас!

Но так ли было везде? Мы посмотрели только в одну сторону света. А что же Восток? Читаем Л.Н.Гумилева:

"…За это время [X-XI вв.] внутри монгольских родов произошла оригинальная социальная дифференциация. К именам тех или иных монголов присоединяются своеобразные эпитеты: багадур (батур) - богатырь, сэчэн (сэцэн) - мудрый, мэргэн - меткий, бильге - умный, бохо (боко) - сильный, тегин (тюркс.) - царевич, буюрюк (тюркск.) - приказывающий, тайши (кит.) - член царского рода, сёнгун (кит.) - наследник престола, а жены их величаются: хатун и беги.

Нетрудно заметить, что основная часть этих эпитетов, являющихся титулами, связана не с аристократическим происхождением, ибо все монголы происходили от Алан-Гоа и Буртэ-Чино (лани и волка), и не с богатством, то появлявшимся, то исчезавшим, а с ЛИЧНЫМИ ДЕЛОВЫМИ (ыделено мной - М.О.) о гомеостатического состояния иргэн (племя или подплемя) перешел в новое, активное состояние - превратился в систему, где все способности членов мобилизованы. Человек как таковой стал элементом, составляющим иргэн, что налагало на него определенные обязанности, но и давало ему защиту и место под солнцем. За обиду члена иргэна должен был вступиться весь иргэн; за его преступление тоже отвечали все сородичи. Понятие коллективной ответственности стало для монголов поведенческим императивом..."

Вот видите, значит, все-таки НЕ У ВСЕХ. И русских с французами что-то роднит, в отличие от монголов? Что? ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ! Но об этом позже.

 

Что означают фамилии с фауной

Заглянем в знаменитую книгу Б.-О.Унбегауна :

"Переносные прозвища существуют во всех языках и везде одинаковы по типу. Фамилии, производные от них, составляют наименее самобытную часть русской ономастики. Если эти фамилии и несут в себе какие-либо национальные черты, то они в целом заключены не в семантике, а в распределении степени частотности и продуктивности различных групп…

… В личных прозвищах лексическое значение основы определяло выбор, и обычно нетрудно догадаться, что означает фамилия, почему данному лицу было присвоено именно это прозвище. Когда же мы сталкиваемся с переносными прозвищами, то такое возможно ЛИШЬ В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ (выделено мной - М.О.). Например, прозвище Медведь (фамилия Медведев) использовалось, вероятно, для обозначения неуклюжего, грузного человека. По-видимому, большинство переносных прозвищ возникло под влиянием КАКИХ-ТО СЛУЧАЙНЫХ АССОЦИАЦИЙ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ. И навсегда останется неясным, почему, например, человека назвали Ложка (фамилия Ложкин) или Сургуч (фамилия Сургучев)".

Еще дальше пошел В.А.Никонов, говоря, в частности, о т.н. "птичьих" фамилиях:

"Главное же - фамилии ВООБЩЕ НЕ ВОЗНИКАЛИ из наименований птиц. Первый Сорокин (сначала еще сорокин - прилагательное "чей"?) НЕ ЛОВИЛ сорок, НЕ ТОРГОВАЛ ими, НЕ БЫЛ ПОХОЖ на сороку. Он был сыном Сороки - человека с именем (или прозвищем) Сорока. Т.о., "птичьих" фамилий НЕ БЫЛО СОВСЕМ, фамилия Сорокин не имеет отношения к птицам…"

Вот это да! Позвольте! А за что же тогда родоначальнику фамилии Сорокин (именно самому Сороке) дали это прозвище? За то, что он торговал овсом? Или был портным?

Я очень уважаю В.А.Никонова, но я не соглашусь с этим тезисом только по одной простой причине. Да, действительно, первый Сорокин (собственно Сорокин) НЕ БЫЛ похож ни близко, ни отдаленно (ни внешне, ни по каким-то внутренним качествам) на сороку. Но его-то отец или дед, кто САМ НОСИЛ это прозвище? Он-то получил его ИМЕННО благодаря какой-то устойчивой ассоциации с птицей сорока, возникшей у односельчанина или родственника! Таким образом, прав Унбегаун, который утверждает, что "прозвище Медведь (фамилия Медведев) использовалось, вероятно, для обозначения неуклюжего, грузного человека".

Т.е., у того, кто обозвал человека прозвищем Сорока БЫЛИ ОСНОВАНИЯ, то бишь определенные ассоциации, связанные ИМЕННО с этой птицей!

Об этом же говорит и А.В.Суперанская: "… прозвища Волк, Медведь, Заяц, Лиса, Гусь и т.д. могли даваться метафорически, на основе некоторого сходства человека с определенным животным".

Меня, например, все время "мучает" вопрос: за что моего предка, родоначальника моей фамилии односельчане "наградили" прозвищем Олень? Читая Унбегауна, я понимаю, что эти "случайные ассоциации", которые сподвигли жителей села Мурмина в сер. XVIII в. окрестить моего предка этим редкостным прозвищем, сейчас, уже в веке XXI, мне, далекому потомку, уже "нельзя реконструировать".

Но если сам Унбегаун определил, за что, вероятно, могли дать ОДНО распространенное прозвище, то почему мы не может выстроить систему?

Во-первых, названий животных, птиц и рыб в наших фамилиях НЕ ТАК МНОГО.

Во-вторых, ПРОСТО ТАК, НИ С ТОГО НИ С СЕГО, без определенных ассоциаций, такие прозвища НЕ ДАВАЛИ.

В-третьих, если у нас будет возможность сгруппировать все (или хотя бы большую часть) таких ассоциаций, собрать их вместе, воедино, в один справочник, то мы СМОЖЕМ ПОНЯТЬ, за что именно нашего предка так "наградили"! Их ведь не так много. И вряд ли кто-либо когда-либо сказал: "тупой как мышь"! Все говорили: "тупой как осел"! Ибо "тупость" у нас и у наших предков ассоциировалась именно с таким животным, как осел. А мышь - с "серостью" и "незаметностью".

Т.о., просто нужен хороший справочник, словарь УСТОЙЧИВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СМЫСЛОВЫХ АСПЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗООНИМАМИ. И такой словарь ЕСТЬ!

 

Уникальный справочник

Этот словарь выпустила в прошлом году доцент кафедры русского языка Центра международного образования, начальник отдела международных образовательных программ Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Татьяна Валентиновна Козлова .

Я не буду приводить ВСЕ, что содержится в данном словаре. Нашей темы будет касаться ТОЛЬКО фразеологизмов по отношению к ЧЕЛОВЕКУ (не к вселенной с ее неорганическим и органическим мирами и не к абстрактным понятиям и категориям). Поэтому, нижеследующая таблица - только выдержка из справочника.

Синопсис идеографической классификации. Человек.

 

Схема классификации Количество Человек Группа Подгруппа Как живое существо Организм 2 Здоровье, самочувствие Общая хар-ка 7 Частная хар-ка, болезни 14 Физические возможности Возможности 22 Состояния 32 Внешний облик Общая хар-ка 7 Частная хар-ка 56 Гигиена 15 Фазы жизни Общая хар-ка 4 Частная хар-ка 9 Возраст 4 Потребности Общая хар-ка 5 Пища, продукты питания 39 Потребность в алколголе 6 Потребность в курении 1 Потребность в сне 5 Сексуальные потребности 6 Одежда, белье 16 Жилище 3 Движения, положения тела Общая хар-ка 7 Частная хар-ка 42 Движения 8 Как разумное существо Ощущения и восприятия Зрение 5 Слух 3 Осязание 1 Температурные ощущения 9 Эмоциональные и волевые действия и состояния Эмоциональные действия и состояния 48 Чувства, проявляемые к другим людям 4 Эстетические чувства 2 Каузация чувств 8 Проявление чувств 22 Волевые действия и состояния 48 Интеллектуальные действия и состояния 62 Душевный склад Темперамент 11 Черты хар-ра, отражающие отношения к другим людям 65 к себе 3 к труду 19 к вещам 3 нравственную сущность 36 волевые качества 27 проявление характера 5 Как общественное существо Деятельность Общая хар-ка 20 Фазы деятельности 17 Результат 40 Факторы, влияющие на деятельность 27 Деловые и профессиональные качества 15 Хар-ка деятельности 29 Темп деятельности 8 Использование ч.-л. в деятельности 2 Конкретные виды деятельности 37 Игры 8 Обряды, традиции, религия 10 Поведение, поступки Общая хар-ка 12 Частная хар-ка 71 Человек в обществе Социальное положение 23 Обращение к человеку 11 Семья 9 Родственники 2 Коммуникация мыслей и чувств Письмо 2 Чтение 1 Говорение и речевое обращение 48 Воспитание 6 Умение и навыки 8 Отношения в обществе Отношения между людьми 84 Отношение к чему-либо 7 Отношения обладания Общая хар-ка 5 Частная хар-ка 24  

- количество выражений и ассоциаций, связанных с зоонимами в данной подгруппе

Собственно словарь. Наиболее устойчивые характеристики и смысловые аспекты, связанные с некоторыми зоонимами.

Животные

 

Зооним Характеристики Положительные Отрицательные "+"/"-" Общий Мышь Проворный, юркий, тихий, кроткий, покорный, осторожный Мокрый, безответный +6/-2 +4 Щенок Игривый, резвый, веселый   +3 +3 Рысь Зоркий, глазастый   +2 +2 Лань, олень Стройная, быстро бегающий   +2 +2 Ишак Смирный, терпеливый, работящий Флегматичный +3/-1 +2 Кобыла Молодой, подвижный   +2 +2 Соболь Красивый, юркий   +2 +2 Белка Запасливый, ловкий, проворный Суетливый +2/-1 +1 Бык Крепкий, здоровый, сильный, выносливый С короткой, сильной шеей, обжора, недовольный, упрямый +4/-4 0 Конь Здоровый, сильный, выносливый, работящий, упорный Дряхлый, старый, больной, уставший, сильно храпеть +5/-5 0 Кролик Плодовитый Грызущий передними зубами +1/-1 0 Ягненок Послушный, добрый Безвольный, кроткий +2/-2 0 Обезьяна Ловкий Некрасивый, кривляющийся +1/-2 -1 Лев Смелый Злой, свирепый +1/-2 -1 Боров   Толстый, недовольный -2 -2 Мерин   Глупый, лгун -2 -2 Заяц Чуткий, резвый Трусливый, суетливый, растерянный, короткий +2/-4 -2 Жеребец   Громко смеяться, неуклюже танцевать -2 -2 Еж Запасливый Недоброжелательный, колючий, с шершавой поверхностью +1/-3 -2 Кот Осторожный Блудливый, игривый, нерешительный +1/-3 -2 Кошка Живучий, выносливый, зоркий, ловкий, ласковый, нежный, осторожный Зябкий, привязчивый, подхалим, блудливый, коварный, похотливый, ленивый, драчливый +7/-9 -2 Тигр   Раздраженный, разъяренный -2 -2 Слон Упорный Верзила, неуклюжий, медлительный +1/-3 -2 Скот, скотина   Глупый, похотливый, хам, грубиян -3 -3 Кляча   Старый, слабый, медленно движущийся -3 -3 Баран   Глупый, безвольный, упрямый -3 -3 Кобель   Похотливый, распутный, лжец -3 -3 Котята   Игривые, беспомощные, неопытные -3 -3 Пес Верный Заискивающий, подобострастный, грустный, подавленный +1/-4 -3 Поросенок   Пухленький, толстый, жирный, пьяница -4 -4 Лошадь Здоровый, сильный, выносливый, работяга Что-либо больших размеров, много ест, храпеть, нестройный, нескладный, хитрый, скрытный, пугливый +4/-8 -4 Осел Покорный, работящий Тощий, костлявый, глупый, упрямый, несговорчивый, ленивый +2/-6 -4 Овца Послушный Беспомощный, безропотный, беспамятливый, бестолковый, бесполезный, клеветник +1/-6 -5 Медведь Ловкий, сильный, смелый, неприкаянный Грязный, лохматый, обросший, ходит переваливаясь, крепко спящий (соня), медлительный, неповоротливый, неуклюжий, недовольный +4/-9 -5 Собака Живучий, верный, преданный, прозорливый, чуткий Голодный, замерзший, усталый, злой, вспыльчивый, ревнивый, объект обвинения, наказания, бессовестный, трудная жизнь, бесславная смерть +5/-10 -5 Теленок Тихий, спокойный, ласковый Глупый, наивный, молчун, безвольный, беспомощный, неуместно проявляющий чувства, льстец, подхалим, нахальный +3/-9 -6 Волк Здоровый, бывалый, работящий Истощенный, голодный, прожорливый, строгий, сердитый, кровожадный, жестокий, коварный, скрытный +3/-9 -6 Лиса   Хитрый, льстивый, изворотливый, лицемерный, коварный, опасный, обманщик, подхалим -8 -8 Коза Подвижный, быстрый, легкость движений Бегущий скачками, с бестолковыми движениями, усталый, изможденный, нелюдим, зазнайка, незначительный, бесполезный, упрямый, бездельник, подражать, ломаться +3/-12 -9 Свинья   Грязный, неопрятный, обжора, много пьющий, жадный, нахальный, хам, грубиян, бессовестный -9 -9 Зверь   Жесткий, свирепый, сердитый, разъяренный, яростный, жестокий, тревожный, беспокойный, необузданный, с плотскими наклонностями -9 -9 Корова Плодовитый, тихий, безобидный Большеглазый, неуклюжий, верзила, толстый, одетый без вкуса, легкомысленный, бездельник, безответственный, гулящий, похотливый, нерасторопный, плачущий навзрыд, криком, скандалист +3/-13 -10  

А как обстоит дело у птиц?

 

Зооним Характеристики Положительные Отрицательные "+"/"-" Общий Голубь Чистый, невинный, кроткий, безобидный, миролюбивый, ласковый, влюбленный, наивный, простодушный Маленький +9/-1 +8 Ласточка Ласковый, чистый, целомудренный   +3 +3 Сокол Зоркий, видный, красивый   +3 +3 Чиж Веселый   +1 +1 Цыпленок Игривый, веселый Мало ест, слабый +2/-2 0 Чирок   Непостоянный -1 -1 Галка   Болтливый -1 -1 Сова   С круглыми, выпученными, невыразительными глазами -1 -1 Пава Статный Важный, горделивый +1/-2 -1 Наседка Заботливый Ленивый, скупой +1/-2 -1 Соловей Чутко спящий, хорошо поет Красноречивый, краснобай, пустослов +2/-3 -1 Утка   Ходит переваливаясь, сплетник -2 -2 Воробей Бывалый Маленький, озябший, мало ест +1/-3 -2 Кукушка Беззаботный Беспутный, непостоянный, одинокий, замкнутый +1/-4 -3 Птица Быстрый, проворный, свободный, беззаботный, доверчивый, бывалый Мало ест, непоседа, одинокий, пугливый, глупый, неопытный, наивный, важная особа, незначительный человек +6/-9 -3 Петух   Задиристый, самодовольный, раннее утро (ранний) -3 -3 Попугай   Яркий, пестрый, повторять, передразнивать -4 -4 Павлин   Разодетый, расфуфыренный, самодовольный, зазнайка -4 -4 Ворона Черный, блестящий Грязный, предвещающий беду, смерть, жадный, алчный, глупый, трусливый +2/-7 -5 Курица Тихий, спокойный Мало ест, мокрый, грязный, подслеповатый, глупый, беспамятливый, безвольный +2/-7 -5 Сыч   Одинокий, угрюмый, мрачный, недовольный, сердитый -5 -5 Сорока   С конопатым, веснушчатым лицом, болтливый, сплетник, неблагодарный, вор -5 -5 Тетерев   Глухой, любитель поспать, глупый, бестолковый, неспособный, нерешительный -6 -6 Индюк   Спесивый, высокомерный, самодовольный, жирный, толстый, смешной, хмурый, разозлившийся -8 -8 Гусь, гусыня Степенный Ходит переваливаясь, горделивый, важный, замерзнуть, самодовольный, хитрый, изворотливый, лицемерный, нахальный +1/-9 -8  

О чем говорят цифры?

Если мы сравним количественные и качественные показатели всех упомянутых ранее характеристик по отношению к животным и птицам, то получим следующую картину:

 

  Всего в списке Всего характеристик В среднем на 1-го ВСЕГО Положительных Отрицательных Животные 43 173 4,02 1,00 3,02 Птицы 26 86 3,31 1,19 2,50  

Каждое животное, как мы видим, обладает в среднем БОЛЬШИМ числом характеристик в целом. Однако, в то же время животное обладает большим количеством ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ характеристик (в 1,2 раза). При том, что количество положительных характеристик, приходящееся в среднем на каждое животное МЕНЬШЕ в 1,19 раз, чем у птиц.

 

  Положительных Отрицательных Кол-во характеристик % от общего числа Кол-во характеристик % от общего числа Животные 43 24,86% 130 75,14% Птицы 31 36,05% 65 63,95% ВСЕГО 61 26,52% 169 73,48%

- графа "ВСЕГО" получается не простым суммированием двух смежных колонок; все дело в том, что некоторые характеристики повторяются, поэтому они не учитывались при общем подсчете

Выражаясь более простым языком: у зверей (в наших фамилиях) на каждую положительную характеристику или ассоциацию, приходится минимум 3 отрицательных. У птиц же эти различия более-менее сглажены.

Даже в процентном отношении резко видны отличия. Количество положительных характеристик у птиц на 10% превышает такой же показатель у зверей, в то время как отрицательных характеристик птицы имеют на 12% меньше!

Но почему? … Чем звери-то нам особо не угодили?

Почему так на Руси были популярны "птичьи" фамилии?

Посмотрим, что нам на это отвечают классики.

Унбегаун: "В России птицы всегда пользовались большой любовью, и множество фамилий произошли от их названий"

Никонов: "Птичий" элемент в фамилиях действительно сильнее названий других представителей живой природы… Таких прозвищ или имен в России было очень много … Но вряд ли оправданно … искать религиозную мотивировку. Вероятно, причина трезвей: птицы немало значили экономически. перевес (большая сеть для промысловой ловли птиц) не случайно отразился во множестве топонимов (Перевесье, перевесное); соколиные забавы и голубеводство тоже занимали много людей; наконец, в повседневной жизни русского окружало гораздо большее разнообразие птиц, чем, например, рыб или даже зверей"

НЕ ПОНИМАЮ! Унбегаун популярность "птичьих" фамилий списал на не совсем понятную НАРОДНУЮ ЛЮБОВЬ. Любовь - весьма неопределенное чувство. До сих НИКТО из ученых так и НЕ ДАЛ исчерпывающую характеристику этого чувства. Так что тогда является мерилом любви? Кого больше тискают и гладят? Тогда самой популярной должна была стать фамилия КОШКИН, ибо КОШКА - самое любимое (в прямом и переносном смысле) животное у человека. Согласитесь, кого еще мы чаще всего берем на руки и ласкаем? Не корову же и не лошадь. В то время я ни разу не видел, чтобы человек ТАК проявлял свои чувства по отношению к петуху или орлу. Поэтому, вряд ли стоит рассматривать любовь как критерий.

Далее. Никонов считает, что большое количество видов птиц (по сравнению с животными и рыбами) послужило одной из причин большей популярности "птичьих" фамилий.

Но, опираясь на такую логику, следует спросить: но ведь самое большое количество видов в живой природе У НАСЕКОМЫХ. И комаров, стрекоз, мух в небе, кузнечиков и саранчи в поле, пауков в доме у человека было не меньше. Тогда почему фамилии, образованные от названия насекомых и пресмыкающихся, были у русского народа ТАК МАЛОЧИСЛЕННЫ?

Вот таблица, составленная из данных на основе фамилий, которые упоминаются в книге Унбегауна:

 

Фамилии, образованные от названий Кол-во фамилий в книге Унбегауна % от общего числа Птиц 113 42,64% Животных 72 27,17% Рыб 42 15,85% Насекомых и других представителей животного мира 38 14,34% ВСЕГО 265 100,00%  

- сюда не вошли 26 фамилий, выделенных в отдельную группу и описанных В.Кипарским - фамилии, производные от названий различных пород голубей

Фамилии же, производные от названий насекомых и от других зоологических терминов (ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ), составляют ЛИШЬ СЕДЬМУЮ ЧАСТЬ от общего количества фамилий, представляющих живую природу! Их количество почти в 2 раза меньше, чем "звериных" и в 3 раза меньше, чем "птичьих"!

В своей работе "Звериные", "птичьи" и "рыбьи" фамилии Архангельской области я приводил таблицу, в которой учитывались данные сразу по нескольким регионам России. Так вот, в процентном отношении (от общего количества фамилий в данной местности) фамилии, образованные от названий насекомых ДАЖЕ НЕ ПРЕВЫШАЮТ 1 % ОТ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ (в то же время птичьи фамилии составляют почти 5%)!

 

Лексические группы Ср. значение (%) Календарные имена 34,85 Наименования по роду занятий 4,87 Птицы 4,73 Животные 2,70 Растения 1,23 Топонимы, этнонимы 1,18 Рыбы 0,65 Насекомые 0,82 Прочие 49,02  

Согласно "Советскому энциклопедическому словарю" общее число видов насекомых на Земле около 1 000 000, рыб - 20 000, птиц - 9 000, а млекопитающих - 4 000. Т.е., получается прямо-таки обратная пропорциональность: ЧЕМ БОЛЬШЕ ВИДОВ - ТЕМ МЕНЬШЕ ФАМИЛИЙ! Т.о., вряд ли разнообразие является тем необходимым критерием, который надо ставить во главу угла при ответе на вопрос "почему".

О НЕМАЛОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ птиц мне бы и говорить не хотелось. Согласитесь, нелепо же оценивать в процентах (или в количестве поставляемых белках и углеродах) значимость для человека, например, петуха и коровы, свиньи или утки?

Итак, вопрос остается открытым. Ответы классиков языкознания нас не удовлетворили. И, поскольку, все ранее приводимые доводы оказались весьма и весьма спорными, наверное, стоит попробовать найти т.н. "религиозную мотивировку", которую предпочел не искать В.А.Никонов.

Когда?

Думаю, что прежде, чем ответить на вопрос "почему", следует ответить на вопрос "когда". Начнем с того, что попробуем проанализировать ОТНОШЕНИЕ человека к животным и птицам на протяжении определенного периода времени.

Обратимся к 3 видам источников, представляющих собой 3 абсолютно разных исторических периода.

Первый - это древняя славянская мифология (до IX-X вв.). Второй - переходный период, представленный памятниками славянской книжности X-XII вв. И, наконец, третий - Библейские сюжеты

Почему я выделил Библию, как самый последний исторический период? Потому, как более-менее распространенным христианская религия стала на Руси УЖЕ ПОСЛЕ XIII в. А уж если говорить точнее, то даже после XIV! Но ведь согласно христианской традиции, наличие у русских Библии датируется 860 годом, это IX век!

В данном конкретном случае мы рассматриваем Библия как способ мироощущения и восприятия. Думать и жить "по Библии" русский крестьянин начал ГОРАЗДО в более поздние сроки.

В таблицу были сведены все характеристики животного мира, почерпнутые из этих источников. Для наглядности положительные характеристики были выделены красным цветом, отрицательные - синим.

 

  Древняя славянская мифология Памятники славянской книжности X-XII вв. Библия СОХРАНИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ Заяц Злой дух, предвещающий смерть Трусость Боязливость Страх Воробей Связь с демоническими силами. Любовно-эротическая символика Пьянство Враждебность Иисусу Христу Мелкота Малоценность БЫЛИ ДВОЙСТВЕННЫМИ. СТАЛИ СУГУБО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ Волк Связь с демоническими чертами. Принадлежность нижнему миру мрака, миру мертвых. Враг и пожиратель небесных светил. Разбой Отказ от соблазнов Лжепророчество Лихоимство Самонаказание Лютость Хищность Прожорливость Воплощение светлых стихий Пожиратель чертей. Дерзкая сила Смелость Хитрость   Лисица Лукавство Лживость Хитрость Кровожадность Лукавство Лживость Хитрость Кровожадность Персонификация огня.   Медведь Опасное божество Свирепость Обжорство Драчливость Неуклюжесть Содомский грех Гнев Хищность Лютость Любовь к детенышам Сила Могущество   Кот/кошка Оборотень Нечистые силы Темные силы Блуд Любимец Домового Ум Ученость   ПРЕВРАТИЛИСЬ ИЗ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ Баран Глупость Тупость Упрямство Смиренность Угодность Покорность Чистота Утка Неопытность Премудрость ПРЕВРАТИЛИСЬ ИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ Галка ?? Глупость Брань Куропатка ?? Глупость Козел/коза Девичья беззаботность Веселье Строптивость Обозначение грешников Нечистая сила Упрямство Глупость Зловредность Мышь Хитрость Незаметность Мудрость Нетвердость в вере Мерзость Слабость Сорока Знание Болтливость Сокол Острота зрения Великодушие Заносчивость Коршун Смелость Проворность Хищность Ворон Мудрость Супружеская верность Твердость Хищность Прожорливость Красота Глупость Хвастовство Чванливость Гусь Премудрость Праведность Жирность Сытость Орел Священная птица Изгнание дьявола Обновление души Чистая любовь Долгожительство Сила и могущество Нечистая птица Быстрота Прожорливость Острота зрения Гордость Надменность Самонадеянность СОХРАНИЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ Дятел ?? Искупление греха  Журавль Божественная сила Праведная жизнь Доверие Жалость Ум Смышленость Соловей Вестник весны, счастья, наступления утра Лихость Бык Буйная сила Кротость Чистота Выносливость Свирепость Голубь Райская птица Олицетворение огня Чистота Незлобие Непротивление врагам Простота Привязанность Нежность Воплощение любовных отношений Кротость Курица Любовь Нежность Материнство Уют Попечительство Лебедь Целомудрие Гордое одиночество Любовь Преданность Красота Лось Оберег от вредоносных сил Величество Сила Овца Беззлобность Боязливость Кротость Смирение Беспомощность Слабость Олень Беззащитность Красота Смирение Сила и крепость ног Подвижность Ловкость Величавость Стройность Петух Символ солнца Поспевание Дружба Семья Ангельский чин Соболь Женская красота  

Теперь уберем из таблицы весь текст и представим себе только наименование зоонима и цветной рисунок, обозначающий его характеристику. Что мы видим?

В славянской мифологии все было просто. Фауна на 74% состоит из положительных существ. Еще 13% животных и птиц имели одновременно как положительные черты, так и отрицательные. И только 13% … Сразу же вспоминается уже набившая оскомину реклама сегодняшнего дня: «13% от площади экрана – НЕМНОГО, НЕ ПРАВДА ЛИ?»

Безусловно, в мире существует и добро и зло. Но в древности, ЗЛО СОСТАВЛЯЛО ЛИШЬ МАЛУЮ ЧАСТЬ.

Что же изменилось потом «по Библии»?

Не стало животных, обладающих одновременно как положительными, так и отрицательными чертами («двойственных»). Все они безаппеляционно перешли в разряд СУГУБО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ. Среди них – волк, лиса, медведь, кот (кошка), сокол, козел (коза) …

У древних славян козел был жертвенным животным и воплощением плодородия. Он относился к «чистым» животным, способным отгонять вредоносные силы. Его шерсть использовали как оберег от насылаемой колдунами порчи, болезни. Козел принадлежал к любимцам Домового.

Однако, христианская церковь утвердила отношение к козлу как к животному «нечистому». Это предание стало настолько устойчивым, что саму нечистую силу и Сатану стали изображать в виде козла или с козлиными рогами, ногами и копытами, бородой.

А какое отношение воспитала христианская церковь у своей паствы к волку? Северные народы ДО СИХ ПОР благоговейно относятся к этому животному. В древности человек шел по следу волка, питаясь тем, что он добывал (отходами, падалью).

Церковь же превратила образ ВОЛКА в чудовище: волк являет собой страшнейшего врага ОВЕЦ, т.е. смиренных, покорных, угодных, невинных!

Эталонами стали животные, которые на все 100-% соответствовали ОБРАЗУ ХРИСТИАНИНА – кроткий, покорный, послушный, смирный, беззлобный (ОВЦА, ГОЛУБЬ).

Любопытным стало и превращение БАРАНА, который у наших далеких предков (да и сейчас) являл собой символ твердолобости, упрямства и глупости. Церковь же предпочла подчеркнуть некоторые другие черты этого животного (ведь баран – родня ОВЦЕ) – Смиренность, Угодность, Покорность.

Вы думаете, что я говорю об этом первым? Ничуть! Просто акцент у меня сосредоточен на другом важном моменте. Еще в 1989 г. заведующий кафедрой философии МАИ доктор Ю.В.Крянев писал:

«Для язычества характерно также то, что, различая мир реальный и мир потусторонний, ОН НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ИХ, и второй строит по образцу первого. Несмотря на ясно выраженную монотеистическую тенденцию, славяно-русскому язычеству было далеко до монотеизма таких религий, как христианство или ислам. Анализ показывает, что в монотеистических религиях оба мира АБСОЛЮТНО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ друг другу, и мир обыденного опыта в отличие от мира сверхъестественного имеет начало и конец своего бытия… Языческая мифология не знает представления о прошлом, каждое поколение повторяет все то, что совершали прежние, сменяются лица, но не события. В этой событийной устойчивости, утверждающей неизменность бытия, и реализуется сущность воззрений язычества. Смерть означала для славянина не исчезновение, а лишь переход в иной мир – подземный, а когда получило распространение трупосожжение, то душа, сохраняя связь с материальным миром, принимала чей-то образ или вселялась в новое тело. Таким образом, весь мир оказывается обиталищем предков, и этим он прежде всего привлекал внимание язычника.»

К слову, язычники-славяне верили в загробную жизнь и представляли ее себе по подобию земной. Души умерших, по их мнению, обитали где-то на одиноком острове. Поэтому они вместе с покойниками погребали или сжигали разные предметы жизненного обихода, яства, иногда даже женщин, думая, что все это пригодится умершему в будущей жизни .

В.С.Ольховский: «…Христианство не игнорирует и не романтизирует зло. Оно УТВЕРЖДАЕТ, что человек живет в падшем мире, а это говорит о том, что зло — часть нынешних человеческих переживаний. Почти все книги Библии в той или иной мере говорят о зле, с которым сталкивается человек. А одна книга Ветхого Завета, книга Иова, почти полностью посвящена проблеме зла. И в нашей жизни почти каждый день мы слышим о человеческих бедах и несчастьях. Кругом войны, нищета, болезни и преступления, страдания и смерть».

Крянев выражается еще более категорично: «…Христианство в силу своего В ЦЕЛОМ ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И МИРООТНОШЕНИЯ (идея всеобщей греховности, культ страданий, идеализация аскетизма) было направлено против в общем-то ОПТИМИСТИЧЕСКОГО, ориентированного на реальную жизнь, демократического по духу отношения славян к действительности»

Вместе с христианской церковью, с мировоззрением этой религии к нам пришли и имена людей, исповедовавших эту религию и, соответственно, разделявших ее взгляд на мир.

Как конкретно к нам пришли христианские имена

Читаем «Энциклопедию Россия-Он-Лайн» :

Приняв христианство, русские познакомились с принципиально новым типом имен – агионимами, т.е. именами святых. Агионимы составляют свою собственную систему. Они не подвергаются деминутивации (не образуют уменьшительных форм) и не должны менять своей формы – хотя иной раз наблюдаются отклонения от этой нормы. В России был принят восточный (византийский) вариант христианства – православие, имевшее ряд существенных отличий от западного – католичества, что отразилось и на формах личных имен.

Обращение в христианство повлекло за собой первое искусственное вмешательство в именование русского человека. Теперь русским рекомендовалось брать личные имена из церковного списка, т.е. обращаться к агионимам. Изменилась концепция имени. Правильными, системными (во всяком случае по официальному предписанию) стали антропонимы, повторяющие агионимы. Основной идеей соименования стало согласование антропонимов с агионимами. Круг последних был достаточно широк – весь сонм святых. Семантика именных основ ничего не говорила русскому человеку. Прекратилось семантическое соименование (семьи с ботаническими, зоологическими, кулинарными и т.п. именами). Соименование теперь могло быть только структурным, т.е. имена детей внутри одной семьи оформлялись аналогичными суффиксами, например: Мишка, Гришка, Никишка, Ивашка, Богдашка, Климашка или: Минька, Гринька, Зинька; Танька, Манька, Кланька, Санька или: Любша, Перша, Парша, Кирша.

В XIV в. произошло очередное искусственное вмешательство в установившуюся было системность русских личных имен, когда на равных правах употреблялись имена церковные и древнерусские, а именно появилось требование, чтобы в официальных случаях люди звались только церковными именами.

Так произошла победа церковных имен над древнерусскими. Последние идут на убыль при личном именовании людей, но не уходят из жизни. Они оказали, по крайней, мере двойное воздействие на русскую антропонимическую систему.

Во-первых, древнерусские имена (наряду с церковными именами и индивидуальными прозвищами) стали самыми массовыми основами русских фамилий.

Во-вторых, древнерусские имена и их модели способствовали адаптации заимствованных (церковных) имен. В частности, конечные элементы церковных имен перестроились под влиянием наиболее типичных конечных элементов древнерусских имен. Заимствованные имена обрели народные разговорные формы, не похожие на церковные, а также сокращенные, уменьшительные, ласкательные формы, которых нет у агионимов. Например, Павел – Павлей (ср. Куклей, Маслей), Евдоким – Овдак (ср. Дудак, Зубак, Новак), Климент – Климух (ср. Дедух, Рыжух), Конон – Конаш (ср. Белаш, Головаш ). Благодаря этому церковные имена стали ядром русской антропонимической системы.

Христианство возникло на грани старой и новой эры в пяти епархиях: Александрийской, Антиохийской (Сирия), Иерусалимской, Константинопольской (Византийской), Римской, первоначально имевших равные права. Имена первых христиан во всех епархиях были народными именами тех мест. Ранние христиане испытывали жестокие гонения, многие погибли за веру. Их имена вносились в мартирологи – повествования о мучениках и мучениях. Наряду с мартирологами в первый период христианства (I–IV вв.) составлялись синодики, или диптихи – книги, в которые все желающие записывали имена своих родственников, живых и умерших, для постоянного поминовения на литургиях и панихидах. Диптихами их называли потому, что они состояли из двух связанных дощечек. С увеличением числа христиан записывать всех стало невозможно, быть записанным составляло особую честь, а быть вычеркнутым – великое несчастье. Имя Иоанна Златоуста неоднократно «изглаживалось» из диптихов его врагами и восстанавливалось единомышленниками. Диптихи разрастались, превращаясь в синодики, куда вписывались имена святых мучеников, епископов, императоров с обозначением дней их кончины. Это придавало синодикам подобие календарей или святцев. Новорожденным предлагалось давать имена из синодиков, чтобы не забывать первых христиан. С развитием монастырей синодики стали дидактическими книгами. Они были в числе первых книг, принесенных патриархом Фотием на Русь при князе Владимире.

Великую Римскую империю непрерывно беспокоили варвары. Христианство оказалось той силой, которая позволила противостоять натиску варваров и реорганизовать общество. В IV в. христианство признается как государственная религия. В 364 г. Империя делится на Западную (романизированную) и Восточную (эллинизированную), со своими особенностями языков, культур, традиций. В 476 г. Западная Римская империя пала под натиском варваров. Дальнейшее развитие церковной жизни в обеих империях идет изолированно, несмотря на вселенские соборы, на которых решались дела всех христиан. Соперничество Римской и Византийской церквей в 1054 г. привело к их окончательному разделению (так называемая «схизма»).

Восточная Римская империя, или Византия просуществовала еще тысячу лет. В 1475 г. она пала под натиском турок, принесших с собой ислам.

В связи с такой сложной географией христианского мира состав церковных имен неоднороден. Можно выделить следующие компоненты:

1. Античный компонент, восходящий к языкам Древней Ойкумены при господствующем влиянии древнегреческого языка. У греков был хорошо развитый пантеон, описанный и упорядоченный Гомером в 9 в. и Гесиодом в 8 в. до н.э. Помимо имен, боги имели многочисленные эпитеты. В именах людей повторялись имена богов и их эпитеты.

Например, Георгий (греч. Georgios, от georgos 'земледелец'): одной из функций Зевса было покровительство земледелию, в особенности разведению маслин; Сильван/Силуян (лат. Silvanus, от silva 'лес'): одной из функций Марса было покровительство лесу и его обитателям.

Обращает на себя внимание группа «морских имен». Богиня любви и красоты Афродита, дочь Зевса, согласно легенде, возникла из морской пены (греч. aphros 'пена'). Это было древнее морское божество, покровительствовавшее морякам. Культ Афродиты и ее римского аналога Венеры восходит к древним финикийцам. На островах Средиземного моря были святилища Афродиты, где моряки оставляли для нее дары: золото, жемчуг, перламутровые раковины, отсюда ее эпитеты: Маргарита (греч. margarites 'жемчужина'), Пелагея (греч. pelagos 'море'), Марина (лат. mare 'море'). С эпитетами Афродиты связаны также имена Анфия (греч. Antheia, от anthos 'цветок'), Хриса / Хрисия (греч. Chryse, от chrysee 'золотая'), Мелания / Маланья (греч. Melane, от melaina 'темная, загадочная').

Ряд имен связан с Афиной и ее эпитетами. Богиня мудрости Афина не родилась от матери, а вышла из уха Зевса, своего отца. Ее именем названа столица Греции – Афины. В центре Афин помещался ее храм Парфенон (греч. parthenos 'дева') – Афина была девственницей. У Афины было еще одно имя – Паллада. Согласно легенде, Паллада была подругой Афины, воинственной девушкой, с которой они вместе занимались конным спортом и копьеметанием. Однажды копье Афины случайно поразило Палладу. В память о ней Афина добавила к своему имени второе. В православный именослов вошло несколько имен, так или иначе связанных с именем Афины: Афиней и Атеней ('афинский'), Афиноген ('из рода Афины'), Афинодор ('дар Афины'), Парфений ('чистый, целомудренный'), Палладий.

Верховный бог пантеона Зевс имел максимальное число эпитетов. Значительное число русских календарных имен связано с Зевсом. В древнегреческом языке при склонении слова Зевс (Zeus) начальное z переходило в d. Таковы формы косвенных падежей (род.п. Dios, дат.п. Dii), давшие русское имя Дий с вариантом Дей. От формы родительного падежа имени Зевс образованы сложные имена Диоген ('потомок Зевса'), Диодор и Диодот ('дар Зевса'), Диокл ('слава Зевса'), Дион ('Зевсов'). Имя Афродисий, хотя и созвучно с именем Афродиты, было эпитетом Зевса, ее отца (греч. aphrodisios 'любовный'). С эпитетами Зевса связаны также имена Аристарх, Афанасий, Аэтий, Иерон и др.

Многие боги имели по нескольку эпитетов, и одни и те же эпитеты давались разным богам. Например, эпитет Август (лат. augustus 'священный') относился к Аполлону, Асклепию, Марсу, Минерве; Аристос (греч. aristos 'лучший') – к Зевсу, Аполлону, Артемиде. От этих эпитетов образованы имена людей, перешедшие в русские церковные календари: Арист / Арест, Аристон, Август.

С переходом к монотеизму слово теос у греков (в русской передаче феос), которое раньше могло обозначать любого из богов Пантеона, было переосмыслено как обозначение единого Бога. С этим компонентом образованы имена: Феогност 'угодный Богу', Феодор / Федор, Феодорит 'дар Бога', Феопист 'верный Богу', Феотекн 'дитя Бога', Феотих 'божественное счастье', Фекла 'слава Бога' и др., вошедшие в православный именослов.

Античность подготовила модели и формулы имен для именования христианских святых, Христа и единого Бога: Юпитер – Спаситель, Зевс – Soter 'спаситель, избавитель, хранитель', ср. церковное имя Сотер; Христос – тоже Спаситель; Зевс – Всевышний, Всесвятитель и единственный Бог – тоже. София (греч. sophia 'премудрость') греков стала эпитетом Богородицы наряду со многими другими, унаследованными Русской церковью. Эпитеты изгнанных языческих богов продолжали свою жизнь при именовании христиан.

2. Ветхозаветный компонент, восходящий к Библии, арамейскому и древнееврейскому языкам, частично – к греческому. В состав русских календарных имен вошли имена библейских пророков, а также некоторых предков Иисуса Христа. Димитрий Ростовский отмечает, что «пяти мужем знаменитым прежде рождества их имя бысть от Бога предначертано: Измаилу, Исааку, Соломону, Иосии, Иоанну Предтече, по сих – Христу Спасителю нашему». Авраам как праотец переходит из Ветхого Завета в Новый, оттуда его имя заимствуется в христианские месяцесловы. Имена его потомков попадают в христианскую литературу и выходят далеко за пределы Палестины. У пуритан Англии и Америки библейские имена одно время были очень популярны. В православный обиход они вошли ограниченно.

3. Романский компонент более существен для имен Западной Европы. После падения Римской империи в ее бывших границах постепенно складываются новые самостоятельные государства со своими национальными языками при значительном участии латинского языка, бывшего общегосударственным письменным языком Империи, проводником культуры, политики, просвещения. Латинский язык долгое время оставался языком церкви и науки.

В середине I тысячелетия Римской церковью был создан ряд искусственных имен, отражающих черты идеального христианина: кротость (Clemens), набожность (Pius), постоянство (Constantinus). Дальнейшее пополнение состава римских католических имен шло за счет канонизации римских пап (54 первых и многие последующие). Некоторые из римских имен проникли к восточным христианам: Лев папа Римский, Мелания Римляныня.

4. Германский компонент. Нашествие варваров-германцев на Римскую империю в середине I тысячелетия принесло с собой мощный приток германских имен, преимущественно в Западную Римскую империю. По подсчетам А.Доза, соотношение германских и романских имен на территории современной Франции в 5 в. было 1:3; в VI в. оно стало 1:1; в VIII в. на территории современной Италии от 2/3 до 4/5 имен были германскими, «языческими», не имевшими ничего общего с христианством. Чтобы хоть как-то контролировать антропонимическую ситуацию на территории бывшей Римской империи, Римская церковь в 761 г. издала указ: «Пусть каждый приходский священник заботится о том, чтобы при крещении детям давались христианские имена. Если люди этому противятся, то к имени, выбранному родителями, следует добавить имя какого-нибудь святого и записать оба имени в церковной книге». Постепенно многие германские имена были канонизированы, поскольку Римская церковь причислила к лику святых епископов, отшельников, князей, королей: Карл, Альберт, Бернхард, Эрхард, Адольф, Рудольф и др. По-видимому, с данным указом связана традиция западных стран иметь по два-три имени.

Святые, признаваемые Римско-Католической и Восточно-Византийской церквами, совпадают, если они были канонизированы до их размежевания. После XI в. канонизация православных и католических святых осуществлялась независимо друг от друга. Вследствие этого у католиков нет многих византийских имен (Афинодор, Досифей, Галактион), к православным не попали такие имена, как Вильгельм, Эдгар, Амалия, Кунигунда.

5. Восточный компонент. В христианский ономастикон вошли также слова и имена, звучавшие в языках Сирии, Египта, Иордании, Палестины, Ливана. Значительную роль в этом сыграл персидский язык, из которого, по-видимому, заимствованы такие православные имена, как Усфазан, Хусдазат. К языку коптов восходит имя Пафнутий 'тот, который принадлежит Богу'. Структурно сходное с ним имя Таисия объясняется из греч. ta Isios 'принадлежащая Исиде', египетской богине Нила, сестре и жене Осириса. Ряд православных имен содержит начальное Ав-, восходящее к арабскому абу 'отец'. На Востоке людей, имеющих детей, принято звать 'отец такого-то', а не их собственными личными именами. Отсюда: Аввакир 'отец Кира', Авудим 'отец Димы'. Русской церковью был канонизирован Ахмед – татарский царевич, пострадавший за христианство в XVII в.

Первоначально на Русь проникло около 80 христианских имен. Пополнение их состава происходило постепенно, по мере приобретения новых церковных книг и по мере канонизации отдельных святых. В минеях XI–XIII вв. насчитывалось 330 мужских и 64 женских имени; в Житиях всех святых, опубликованных в 1916 г. И.Бухаревым, – 863 мужских и 232 женских; в Церковном календаре за 1960 г. – 874 мужских и 228 женских. Диспропорция числа мужских и женских имен изначально объяснялась тем, что Церковь канонизировала борцов за веру, а ими были преимущественно мужчины. Только мужскими были и первые монастыри.

Увеличение числа женских имен в России произошло только после 1917 г., когда были сняты церковные ограничения на состав имен. Было создано много новых имен: Правдина (в честь газеты «Правда»), Любистина (люби истину), модифицированы уже существовавшие имена: Дарина и Дарьяна (из Дарья), заимствовано множество западных имен (Нелли, Эдвард) и некоторые восточные (Лейла, Карина / Карине).

Cледующее вмешательство в ход развития русской антропонимии связано с церковными реформами XVII в., когда все основные церковные книги подверглись пересмотру и в них был внесен ряд изменений. Это коснулось и имен святых, которые были первоначально заимствованы из византийского греческого, а теперь их написание исправлялось по новогреческим образцам. Написание имен было фонетическим, в то время как основной принцип русской орфографии – фонематический.

К XVII в. речь Москвы имела значительные отличия от речи Киева и прилегающих к нему территорий. Московская Русь во многом противопоставляла себя Руси Юго-Западной. Церковнославянский язык Юго-Западной Руси также отличался от его московского извода. В результате войн и смены правящей династии в Москве в XVII в. мало внимания уделялось образованию и просвещению. Поскольку в Москве не было достаточного количества высокообразованных людей, необходимых для исправления книг, к этому делу были привлечены деятели Юго-Западной Руси. В результате исправлений московский церковнославянский язык получил ряд юго-западных черт. Написание и произношение имен изменилось в сторону их юго-западного звучания.

Эти переделки не коснулись устных форм имен, а московская традиция их произнесения в XVII в. была достаточно прочной. В результате в Москве сложились две нормы написания и произношения имен: церковная (письменная) на юго-западный манер и устная (она же в личной переписке, судных делах и иных документах, где не требовалось большой строгости) – как продолжение старой московской традиции.

 

Московская Юго-Западная Анастасья/Настасья Анастасия Василей Василий Григорей Григорий Демьян Дамиан Данил Даниил Дмитрей Димитрий Иван Иоанн Кондрат Кодрат  

Интересен вывод, сделанный Ярославом Добролюбовым: Имена народов имеют смысл только в согласии с территорией и культурой. Нам подменили культуру, подменив по древним магическим понятиям самое сокровенное - наши имена. Были у нас имена, связанные с БОРьбой, СЛАВой, МИЛостью, СВЕТом - их заменили иноземные гибриды - божья память (Захар), божья милость (Иоанн), божий муж (Гавриил), божье спасение (Исай), следующий богу (Яков), божий человек (Матвей)

Неудавшаяся альтернатива

Сделаем сейчас небольшое отступление и совершим экскурс в недалекое прошлое.

Я не буду приводить ВСЕ, что содержится в данном словаре. Нашей темы будет касаться ТОЛЬКО фразеологизмов по отношению к ЧЕЛОВЕКУ (не к вселенной с ее неорганическим и органическим мирами и не к абстрактным понятиям и категориям). Поэтому, нижеследующая таблица - только выдержка из справочника.

Мы знаем, что христианству на Руси, благодаря потрясающему, неимоверному терпению удалось заменить язычество в качестве основной, единой религии страны. Но на это ушло НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ!

Совсем недавно большевики, удачно заменив в народном сознании веру в Бога и райскую жизнь после смерти на веру в светлые идеалы коммунизма и «светлую жизнь при жизни», попытались (так же, как и христианство) заменить целую систему, вводя новые правила поведения, общения и т.п.

В прошлом, по церковному уставу имя ребенку нужно было давать на 8-й день после рождения, при крещении (т.е. непосредственно в самом процессе приобщения к христианской вере). В советское время была сделана попытка заменить этот обряд. В «Энциклопедии русских обычаев» описывается некая альтернатива, получившая название «октябрины»:

В начале 20-х гг. возник обряд, получивший название «октябрины». Это был гражданский обряд, посвященный рождению ребенка и наречению ему имени. Одни из первых октябрин состоялись в 1922 году на Урале, в городе Надеждинске (ныне Саров), в семье рабочих. Товарищи по работе пришли в одну семью, где родилась девочка, поздравили родителей, выбрали имя ребенку и преподнесли наказ: «Мы осеняем тебя не крестом, не святой водой и молитвой, а нашим Красным знаменем борьбы и труда, пробитым пулеями, разорванным штыком… Когда твой разум окрепнет, прочти эти строки, встань в ряды бойцов, разбей последние остатки рабства и страдания, в которых веками томилось человечество…»

Октябрины противопостояли крещению ребенка в церкви. Их проведение было в то время не столько семейным торжеством, сколько массовым агитационно-пропагандистским мероприятием, поэтому и форма проведения этого обряда во многом напоминала политический митинг. Проходили они примерно так. В переднем углу клуба отряд пионеров с алым стягом пел под негромкую дробь барабана: «Мы – молодая гвардия рабочих и крестьян». Потом к ребятам обращался председатель: «Товарищи пионеры, предлагаю Вам отправиться за матерью и пригласить сюда».

Пионеры с барабанным боем возвращались с матерью, которая несла на руках ребенка. Публика аплодировала, кричала «ура!». Когда все входили в клуб, мать заявляла: «Ребенок принадлежит мне только физически. Для духовного воспитания передаю его обществу». В ответ на ее слова раздавались аплодисменты. Председатель брал ребенка на руки, пионеры развевали над ним полотнище знамени и говорили: «Мы, пионеры, даем клятву, что поможем новому члену пройти все три школы: пионерскую, комсомольскую и РКП – и стать честным гражданином. С честью мы принимаем новорожденного в свой отряд».

Председатель зачитывал официальную грамоту, данную младенцу от жилищного товарищества, примерно такого содержания: «В день годовщины Октября правление и трудящиеся дома торжественно принимают в члены своего коллектива новорожденную и нарекают ее именем Майя в честь международного пролетарского праздника 1 Мая», Потом санячейка дома преподносила матери вторую грамоту о принятии шефства над ребенком.

В 1935 году И.Ильф и Е.Петров в одном из фельетонов дали оценку таким октябринам: «Дарили (новорожденному) всегда одно и то же – красное сатиновое одеяло. Но уж за это одеяло председатель месткома брал реванш: над люлькой младенца он произносил двухчасовой доклад о международном положении. Новорожденный, натурально, закатывался, но опытному оратору ничего не стоило его перекричать. Взрослые тоскливо курили. Окрестр часто играл туш. По окончании доклада несколько посиневшему младенцу давали имя: мальчика называли Доброхим, а девочку – Кувалда, надеясь, что детей будут так называть всю жизнь».

Поэтому неудивительно, что октябрины не стали массовым обрядом.

О чем конкретно говорит Библия?

Но вернемся к нашей тематике! Мы говорим о животных и птицах. Точнее о «звериных» и «птичьих» элементах в наших фамилиях.

Давайте, чтобы не быть голословными, заглянем в саму Библию. Не буду давать подробное описание этой уникальной книги – не в этом суть. Скажу коротко: Библия – универсальный справочник, где есть место ВСЕМУ. Выражаясь простым языком, в Библии дается ОЦЕНКА, ОТНОШЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА абсолютно любой вещи, состояния, поступков, живому существу и т.п.

Так что же говорит Библия о представителях фауны?

Животные Библии разделялись на 4 класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых (Лев. XI, 2), на рыб морских (ст. 9,10), птиц небесных (ст. 13) и пресмыкающихся (ст. 20, 29, 41). В этих классах различались животные «чистые» и «нечистые» (Лев. XI, Втор. XIV).

Это разделение существовало еще до потопа (Быт. VII, 2):

«…И сказал Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег… И всякого скота чистого возьми по семи, мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужского пола и женского…»

Подробнее же о чистых и нечистых животных говорится в книге Левит (гл. X) (для удобства данные сгруппированы в единую таблицу):

 

Категории Чистые Нечистые Животные Домашние Имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, Быки, Коровы, Овцы, Козы, Верблюды, Ослы Животные Полевые Олени, Серны, Буйволы, Лани Зайцы, Тушканчики, Ежи, Свиньи, Все хищные, Все морские Рыбы Все чистые   Птицы Остальные Орлы, Грифы, Коршуны, Соколы, Ястребы, Аисты, Филины, Cовы, Страусы, Цапли, Чайки, Лебеди, Пеликаны, Вороны Пресмыкающиеся Саранча в 4 видах (солам, харгол, хагаб) Кроты, Мыши, Крокодилы, Ящерица, Анака, Хамелеоны  

Что же это все-таки такое - «чистое» и «нечистое» животное?

Об этом (намного раньше текстов Библии) говориться в Законах кашрута - древних мерах по охране здоровья. В комментированных переводах Торы слова "чистый" и "нечистый" обозначают съедобность того или иного животного. Это не совсем верно. Свинью МОЖНО вырастить в стерильной камере и зарезать в операционной, но кашерной она от этого НЕ СТАНЕТ.

Надо отметить, что особое отвращение евреев к свинине вызвано НЕ ТЕМ, ЧТО ОНА ГРЯЗНА, а, скорее всего тем, что на протяжении многих веков различные притеснители заставляли еврея съесть именно это некашерное мясо В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТРЕЧЕНИЯ ОТ СВОЕЙ ВЕРЫ. Многие предпочитали умереть, но не изменить вере отцов.

То, что Тора запрещает есть мясо верблюда, лошади или зайца, нельзя объяснить гигиеническими требованиями, - лошадь или заяц не "грязнее" коровы или козы. Домашняя птица, например, отнюдь не славится чистоплотностью, но Тора разрешает употреблять ее в пищу.

На иврите "чистые" и "нечистые" животные называются тагор и тамэ. Эти слова характеризуют не физическую чистоту или нечистоту, а ДУХОВНОЕ и МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (выделено мной – М.О.). Тамэ означает РИТУАЛЬНО нечистый, оскверненный. Животные, считающиеся нечистыми, запрещались не только в пищу, но и для жертвоприношения в Храме. Поэтому тагор и тамэ нужно понимать в переносном смысле, как мы понимаем выражения "чистый язык", "нечистый рот", "грязная душа"...

Сравнение библейских характеристик.

"Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, - это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов... Все его деяния, изображённые в Ветхом завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает - карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом..." (Марк Твен)

Возьмем для примера “звериные” и “птичьи” фамилии Архангельской области, уже описанные и изученные в предыдущей работе. Нет нужды приводить эти списки - они есть в приложении к этой статье. Следующая таблица построена на основе выборки из около 40 наиболее распространенных фамилий в каждой группе.

 

Характеристика по Библии Птицы Животные   Количество в списке % от общего числа Количество в списке % от общего числа Чистые 21 61,77% 6 16,22% Нечистые 8 23,53% 22 43,14% Демонические 4 11,77% 5 13,51% Праведные 1 2,94% 4 7,84% ВСЕГО 34 100,00% 37 100,00%  

Безусловно, мы не будем рассматривать отношение христианской церкви ко всем видам птиц и животных, существующим в природе. Это невозможно, да и не входит в рамки исследования. Мы просто взяли фамилии определенного региона. Причем САМЫЕ распространенные! И исследуем ИМЕННО «птичий» и «звериный» элемент в наших фамилиях!

Мы видим, что среди птиц было ПОДАВЛЯЮЩЕЕ число «чистых» и «праведных» (почти 65%). Это практически ПОЛНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ картина животному миру, где почти 57% составляют «нечистые» и «демонические».

Почему? Разве хищных птиц было намного меньше хищных животных, которые были объявлены Библией МОРАЛЬНО НЕЧИСТЫМИ?

Вывод напрашивается сам собой: христианская церковь была БОЛЕЕ БЛАГОСКЛОННА к птицам ВООБЩЕ, нежели к животным.

Это видно прямо из текста Библии:

«Господь учит нас смотреть на птиц, как на образ СПОКОЙНОЙ БЕЗЗАБОТНОСТИ при отеческом промышлении Божьем о нас: «Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их», говорит Господь (Мф. VI, 26) .

Каково? Птицы НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ («они не сеют, не жнут, ни собирают в житницу») и ЗА ЭТО получают благословение господне!

Нежному попечению птиц о своих птенцах уподобляется попечение Божье о своем народе (Исх. XIX,4; Ис. XXXI, 5).

Еще более красноречиво Господь охарактеризовал птичьи поступки, воскликнув:

«Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, КАК ПТИЦА СОБИРАЕТ ПТЕНЦОВ СВОИХ ПОД КРЫЛЬЯ, и вы не захотели…»

Но почему?

Зададимся простым вопросом: какие наиболее устойчивые характеристики, связанные с животными мы употребляем наиболее часто (положительные): сильный, выносливый, здоровый, работящий. Т.е., характеристики, связанные с ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И СОСТОЯНИЕМ!

Среди наиболее часто употребляемых в отрицательном смысле ОПЯТЬ ЖЕ оказываются характеристики, связанные с ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И СОСТОЯНИЕМ (свирепый, неуклюжий).

Т.е., попросту говоря, С СИЛОЙ!!!

С силой и независимостью, которые ВСЕГДА и во все времена осуждались христианской церковью

А с чем связаны т.н. «птичьи» характеристики? Положительные – ТЕМПЕРАМЕНТ И ЧУВСТВА: беззаботный, бывалый, веселый, ласковый. Отрицательные – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ и ПОТРЕБНОСТИ, а также ДУШЕВНЫЙ СКЛАД И ТЕМПЕРАМЕНТ: маленький, мало ест, одинокий, самодовольный.

Т.е. C ЭМОЦИЯМИ И ТЕМПЕРАМЕНТОМ!

Итак, ответ прост. Вспомним, когда и в какое время писались библейские тексты? Именно тогда необходимы были аллегорические сравнения. Причем чем острее и доходчивее они будут выглядеть, тем ярче и красочнее окажется описываемая картина.

Библия повествовала о нелегкой судьбе еврейского народа. Поэтому жестокость гонителей Израиля сравнивалась в Свящ. Писании с лютостью звериной (Иез. XXII, 27). Со временем основной упор был перенесен с САМОГО СЮЖЕТА на ИСТИННЫЙ СМЫСЛ: а именно, все что было написано в Библии оказалось равно применимо, как к французскому, так и русскому народу (а не только к еврейскому).

Сюжет стал красивой сказкой, так как далеко не всякий крестьянин из глухой русской деревушки где-нибудь под Вологдой оказался способен показать на карте (да видел ли он ее вообще!!!) место, именуемое “землей обетованной”.

Зато тот же самый крестьянин (естественно, с подсказки священника) ХОРОШО усвоил, что АГНЦЫ (т.е. ОВЦЫ) – есть праведные, смиренные и покорные животные, а ВОЛКИ – суть “звери лютые”.

Итак, в этой статье мы в самых общих чертах попытались разобраться в том что означают фамилии, какова история, происхождение, значение фамилий, попробовали докопаться до тайны некоторых русских "звериных" фамилий.

 

Источники Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер//Вопросы философии. 1995. N 6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., Мысль, 1989. С. 395. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. Пер. с анг./Общ. ред. Б.А.Успенского/Изд. 2-е, испр. – М., Прогресс, 1995. с. 146. Никонов В.А. Имя и общество. М., Наука, 1974. с. 194. Суперанская. С. 9. Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных. М., Дело и сервис, 2001. С. 8-11. Унбегаун. С. 148. Никонов. Имя и общество. С. 194-195. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., Вече, 2001. Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, Уральское издательство, 2001. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная популярная библейская энциклопедия. М., Тип. А.И.Снегиревой, 1891. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь наименований и символики. М., Индрик, 2001. Бычков. С. 9. Крянев Ю.В., Павлова Т.П. Двоеверие на Руси//Как была крещена Русь. М., Политиздат, 1989. С. 309. Энциклопедия русских обычаев. Сост. Н.А.Юдина. М., Вече, 2000. С. 40-41. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная популярная библейская энциклопедия. М., Тип. А.И.Снегиревой, 1891. С. 585.

Узнай значение своей фамилии Здесь

 

 

 

 

 

Как заказать???

- Заказ по телефону

- Предоплата - 0 руб.

- Доставка - 0 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема потомков пророков Схема потомков пророков Схема потомков пророков Схема потомков пророков Схема потомков пророков Схема потомков пророков Схема потомков пророков Схема потомков пророков

Статьи по теме:



Статус про поздравление с днем рождения

Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов устанавливаются

Как сделать сережки в домашних условиях из пластилина

Как сделать без клея поделку на день рождения

Как сделать сброс эбу с инициализацией